Данные с сайта "Путь фотографа" статья ФОТОАППАРАТЫ “ЗОРКИЙ-4”, “ЗОРКИЙ-3С”, “МИР”

Механизм затвора

Отсчет медленных выдержек в затворе осуществляется при помощи анкерно-часового механизма, установленного в верхней части камеры, где он взаимодействует с защелкой делительной головки затвора (рис. 118).

Нарушение работы затвора по отсчету медленных выдержек обычно происходит от появления в механизме коррозии, загрязнения, смещения блока или нарушения правильного положения пружины. Чтобы наладить работу затвора, необходимо снять весь блок анкерного механизма.

Под анкерным механизмом, под колодочкой, на которой крепится блок, имеется запорная пластинка (рис. 119). Эта пластинка имеет два рабочих уступа:

уступ 3 служит для запора второй шторки в момент полного открытия первой, уступ 2 служит для освобождения второй шторки после замедления, выдержки.

Иногда от засорения эта пластинка с уступами перестает нормально работать, и пружина, при помощи которой она возвращается в исходное положение, не может пересилить заедания и сдвинуть ее с места. Поэтому, после того как будет снят механизм замедленных выдержек, тут же проверяют усилие возврата пластинки. Для этого достаточно концом тонкой отвертки отжать пластинку и, отпустив, проследить ее возвращение в исходное положение.

Для восстановления нормальной работы этой пластинки снимают колодку 1 (рис. 119), отвинтив винты с внутренней стороны камеры и винт, крепящий колодку сверху,

прочищают паз от загрязнения, усиливают, если нужно, пружину или заменяют новой. Затем колодку устанавливают на место, закрепляют винтами и проверяют движение пластинки.

Рис. 118. Расположение анкерного механизма на аппарате

Рис. 119. Расположение запорной пластинки анкерного механизма

Нарушение нормальной работы замедленных выдержек может происходить и от неисправности самого анкерного механизма (рис. 120).

Рис. 120. Анкерный механизм

Малейшее появление коррозии, скопление пыли на шестеренках расстраивают сложный и точно действующий механизм блока. Для Восстановления нормальной работы анкерного блока необходимо удалить загрязнение. Если блок только запылен, его тщательно промывают в бензине “Б-70”. Промывка повторяется несколько раз с заменой бензина. Погруженный в бензин механизм заводят при помощи большой шестеренки и дают ему прокрутиться в бензине. Перед этим механизм прочищают щеткой с бензином.

Если механизм покрыт коррозией, то его необходимо разобрать, погрузить на некоторое время в раствор нашатырного спирта. Затем хорошо прочистить жесткой щеткой каждую деталь и шестеренку и погрузить в бензин. Особенно хорошо следует очищать оси шестеренок, а также и втулки - отверстия для осей. Осевые отверстия прочищают при помощи хорошо и остро заточенной палочки из твердой породы дерева.

Прочищенный и высушенный механизм собирают и устанавливают на место. Перед установкой блока механизма заводят на два оборота шестеренку большого диаметра 1 (рис. 112), а затем повертывают ее так, чтобы соседняя с ней шестеренка 3 (см. рис. 113) раскрыла вход для помещения в него закрепляющего винта. Синхроконтакт 1 (рис. 121) отводится путем завода затвора вправо. Теперь можно устанавливать механизм на место. Как только весь блок механизма сядет правильно и точно по отверстиям для винтов,

вставляют сначала один винт, но не затягивают его до отказа. Затем вставляют и затягивают второй.

Рис. 121. Делительная головка скоростей синхроконтакта

При затягивании обоих винтов весь блок слегка покачивают, чтобы эксцентрик 3 (рис. 112) совместился с уступом пластинки 2 (рис. 119).

Убедившись, что эксцентрик сел правильно и может отодвигать пластинку, винты затягивают до отказа и прощелкивают затвор на медленных выдержках.

Чтобы выполнить эту работу успешно, необходимо перед удалением анкерного механизма проследить, как он установлен и с какими деталями взаимодействует во время работы на замедленных выдержках.

Работа анкерного блока на замедление скоростей осуществляется следующим образом. Блок состоит из четырех шестеренок. Последняя шестеренка имеет зубцы, сделанные под тупым углом. По этим зубцам скользит анкерная вилка, вследствие чего шестеренка не свободно прокручивается, а как бы прощупывается анкерной вилкой. Эта шестеренка посредством зубцов на трибке связана со второй шестеренкой, которая может прокручиваться свободно в противоположную сторону своей трибкой, что необходимо при установке на различные выдержки замедления. Третья шестеренка имеет утолщенную ось, которая выведена кверху и соединена с силовой пружиной 2 (рис. 122). И, наконец, последняя кольцевая шестеренка, которая отведена в сторону и расположена так, что вращается вокруг делительной головки, снизу имеет небольшой штифт 2 (рис. 120), благодаря которому происходит завод анкерного блока. Завод осуществляется кулачком 2 (рис. 121). В тот момент, когда происходит завод затвора, кулачок находится в приподнятом положении и, упираясь в штифт 2 (рис. 120), заводит блок.

Рис. 122. Установка анкерного механизма

Диапазон завода блока зависит от установки кулачка на большую или меньшую часть окружности делительной головки. Отрезок времени фиксируется сделанными специально для этой цели вырезами на муфте делительного устройства. В эти вырезы и входит уступ кулачка, когда устанавливается та или иная выдержка.

Когда мы заводим затвор, муфта поворачивается и одновременно заводит механизм замедленных выдержек. К концу завода вторая шторка защелкивается на уступ 3 (рис. 119) и держится на нем до тех пор, пока часовой механизм выдержит заданное время после спуска затвора, медленно доводя поворот эксцентрика до выступа на пластинке, и отодвинет ее, освободив тем самым спуск второй шторки, что и дает заданную выдержку. К этому следует добавить, что делительная муфта головки имеет одиннадцать прорезов для фиксирования выдержек - шесть прорезов глубоких и пять мелких. Глубокие прорезы служат для фиксирования коротких, а мелкие - для замедленных выдержек. Это сделано для того, чтобы при работе на замедленных выдержках во время завода кулачок мог, упираясь в штифт, заводить и держать в рабочем положении шестеренку до спуска затвора.

Автоспуск. При ремонте автоматического спуска не следует разбирать всю камеру - достаточно удалить кожух, установить на место рычаг завода автоспуска и проверить взаимодействие работы автоспуска. Если при этом будет установлено нарушение работы рычагов 4 и 6 (см. рис. 116), необходимо их отрегулировать.

После завода пружины включение автоспуска производится нажатием кнопки. Кнопка с внутренней стороны имеет конусное сечение. Благодаря конусу рычаг 6 (рис. 116) отодвигается, освобождая от замыкания анкерную вилку, и механизм приходит в действие.

Когда механизм начинает работать, сектор 5 (рис.123) начинает давить на собачку 3, вследствие чего вся система, смонтированная на качающемся рычаге 6 (система укреплена на двух винтах: основного крепления 7 и направляющем 1), отклоняется и пальцем 2 давит на штифт, который, в свою очередь, давит на пружинную пластинку, и затвор срабатывает.

После того как механизм затвора сработал, касающийся рычаг 6 возвращается в исходное положение. При последующем цикле работы во время завода автоспуска

сектор 5 откидывает собачку 3, которая тут же возвращается в свое исходное положение при помощи пружины, находящейся на винте 4.

После срабатывания шторки механизм автоспуска автоматически выключается нажимом рычага на ушко 5 рычага 6 (см. рис. 116), вследствие чего верхний конец пластинки отклоняется влево и замыкает анкер.

Нарушение работы автоспуска может происходить от заедания всего механизма в местах крепления винтами 1 и 7 (рис. 123). Для исправления вывинчивают оба винта, прочищают щеткой места соединения и устанавливают систему на места. При затягивании винтов необходимо следить, чтобы винты были хорошо завинчены, а сама система рычагов двигалась свободно без всяких усилий.

Рис. 123. Механизм авто спуска

Чаще нарушение работы автоспуска происходит вследствие повреждения пружины, прижимающей собачку 3. Если пружину не удается восстановить, ее изготовляют заново из стальной проволоки диаметром 0,5 мм. Один конец этой пружины сгибают под углом 90°, цепляют за борт рычага около винта 4 и оборачивают вокруг шейки два раза. Оставшийся конец спускают с таким расчетом, чтобы остаток пружины, идущей от винта, был не более 7-8 мм. Конец пружины укладывают в прорез, имеющийся сбоку собачки.

При ремонте лопнувшей силовой пружины, которая находится внутри механизма на шестеренке, достаточно вывинтить три винта и разъединить пластинки механизма. Пружина обычно лопается в начале у расположения замка пружины. Сама пружина является очень ответственной деталью. Она служит источником энергии механизма. Пружина должна быть не только упругой и эластичной по всей длине, но и надежно работать длительный срок.

При нормальной работе оборвать пружину невозможно. Обрыв пружины происходит в связи с недостатками в самом материале или допущенными дефектами при ее изготовлении, термической обработке или же от коррозии. Поэтому не следует ее сильно перегибать, подвергать лишнему нагреву и зачищать шкуркой. Конец пружины, из которого необходимо восстановить замок, выпрямляют от руки без всякого простукивания. Затем пружину доводят до темно-красного накаливания и медленно охлаждают, постепенно вынося из пламени. Отпущенной и остывшей пружине придают точную копию замка, исходя из конфигурации отломанного конца.

После восстановления замка на лопнувшей пружине отпущенный конец не следует подвергать закалке. Пружину надевают на крючок или захват и навивают на ось.

Для установки пружины в механизм сначала устанавливают все шестеренки на свои места, затем замок надевают на захват и производят навивку всей пружины. Пружину можно навивать и другим способом. Главную шестеренку, на которой помещается пружина, устанавливают в панельку, на которой имеются рычаги выключения. Затем эту шестеренку соединяют с переходной муфтой и закрепляют на рычаге завода. Пружину укладывают замком в захват и навивают путем завода до полного ее натяжения. После натяжения рычаг привязывают так, чтобы он не раскручивался, и устанавливают все шестеренки и анкерный спуск на свои места. Расположив правильно шестеренки, накладывают на механизм вторую крышку, затягивают винты, освобождают пружину и проверяют точность работы всего механизма.

Подвергнувшийся коррозии и загрязнению механизм подлежит полной чистке зубцов, осей и втулок. Промывка и чистка производятся бензином при помощи щетки. Устройство автоспуска имеет почти полную аналогию с устройством механизма замедленных выдержек затвора. Поэтому чистка его производится так же, как чистка механизма замедленных выдержек затвора (см. стр. 117-118).

Синхроустройство. Вся установка синхроустройства в аппарате смонтирована на металлическом каркасе (рис. 124).

Рис. 124. Каркас синхроустройства

Замыкание контактов осуществляется в момент раскрытия затвора рычагом, укрепленным на делительной головке. Конец этого рычага или стойки выведен кверху и загнут под прямым углом 1 (см. рис. 121). При спуске затвора этот рычаг поступает в исходное положение и замыкает контакт, расположенный на каркасе. Опережение вспышки устанавливается вращением кольца, расположенного под шкалой выдержек, которое непосредственно соединяется с шейкой 2 на каркасе (рис. 124) и закрепляется стопорным винтом в кольце.

Назад

Hosted by uCoz